Социально-значимый проект «Дети-детям»
Руководитель проекта:Классный руководитель Григорьева Альбина Ивановна
«Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них. Это детская самодеятельность, активность. Это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Это педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды. Это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.»
М.В.Крупенина, педагог.
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта |
Социально-значимый проект «Дети-детям» |
Разработчики проекта |
Григорьева А.И.,классный руководитель 6 Г класса |
Проблема, на решение которой направлен проект |
Проблема занятости учащихся в свободное время с целью формирования навыков планирования свободного времени и развития способности к интеллектуальному, творческому общению детей разных возрастов; проблема адаптации будущих первоклассников к школе. |
Цель проекта |
Создание условий для расширения возможностей занятости учащихся в свободное время, реализации их нравственных качеств в организации различных видов деятельности через разновозрастное общение учащихся МБОУ «СОШ №13» и детей «Детского сада № 9».Создание условий для адаптации будущих первоклассников к школе. |
Задачи проекта |
1.Содействовать формированию и реализации нравственных качеств учащихся и детей «Детского сада № 9» через систему специальных мероприятий с ихвовлечением в активные самостоятельные действия. 2.Формировать у детей умения и навыки распределять и использовать свое свободное время с пользой для себя и окружающих. 3.Способствовать улучшению межличностных отношений детей, повышению процента качества успеваемости учащихся. 4.Помогать детям преодолевать трудности перехода на первоначальную ступень образования посредством формирования у детей позитивного отношения к школе. |
География проекта |
МБОУ «СОШ №13» ,14 мкр. МБ ДОУ «Детский сад №9»,14 мкр. |
Сроки реализации проекта |
Март 2014г.-май 2015г. |
Поддерживающие организации или физические лица (при наличии) |
|
Актуальность проекта
Вконцепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для школ сформулирована высшая цель образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях российского народа.
Осуществление социально-значимой деятельности является важным средством воспитания и социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир.
Современное поколение утрачивает способность к интеллектуальному, творческому общению друг с другом. В результате этого у детей снижается познавательная активность, креативность мышления, речеваякомпетентность, толерантность.Эти и другие важные свойства личности необходимо развивать и поддерживать.Учащиеся средних классов (5–8кл.) обладают, в силу возрастных особенностей, способностью к активности, соревновательности, открытости, творчеству, поэтому они с удовольствием и интересом проводят различные мероприятия познавательного и развлекательного характера для ребят младшего возраста.
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего школьного коллектива в его реализацию. Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать со сверстниками, взрослыми и детьми младшего возраста.
В каждом детском коллективе есть активные дети, а есть тихие, одиночки. И вот эти отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое. Неблагоприятные отношения в коллективе способствуют возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться.Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия. Наш проект рассчитан и на привлечение таких ребят.
Формирование и развитие компетенций:
Данный проект объединяет вокруг себя много детей и взрослых. В ходе проекта формируются и развиваются следующие компетенции: формирование общечеловеческих ценностей, морально-этических и нравственных качеств, забота о детях. Проект направлен на формирование компетенций в сфере самостоятельной, гражданско-общественной, социально- трудовой и культурно - досуговой деятельности, а также на развитие коммуникативных компетенций.
Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной.
Обоснование проекта
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
(Ян Амос Коменский)
Принято считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать свое свободное время - залог завтрашнего формирования характера, становления своей судьбы. А учатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.
В ХМАО-Югре проводились исследования о занятости детей. Было выявлено: в интервале от часа до четырех подростки свободны, на что же они тратят это свободное время?
- 28% ребятиграют в компьютерные игры;
- 26 % - слушают музыку или смотрят телевизор;
- 27 % - читают и трудятся на дому;
- 19 % - посещают кружки и секции.
Исследования показали:
- во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;
- во-вторых, огорчает приверженность подростков к телевизору и компьютеру в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;
- в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей со сверстниками и со своими братьями и сестрами во всех формах проведения досуга.
Показатели заставили нас задуматься, о целесообразности использования свободного времени учащимися. Мы решили выяснить, на сколько заняты учащиеся нашего класса в свободное от учебы время и провели анкетирование.
Результаты опроса показали,что из 25 учащихся 6Г класса только 11 посещают учреждения дополнительного образования. Остальные 14 обучающихся посещают среднюю школу и больше нигде не заняты.
Был проведен опрос среди родителей об их отношении к организации свободного времени своих детей. Выяснилось, что 12 % родителей считают данный вопрос важным и серьезным,88 % респондентов относятся к данному вопросу как к несерьезному.
Цифры настораживающие, поскольку досуг – необходимая часть жизни любого человека, особенно ребенка, который находится в активном процессе развития, важно определить, где и как он проводит свой досуг, умеет ли планировать свое свободное время. По этим вопросам так же было проведено анкетирование среди учащихся 6 Г класса.
Только 10 % учащихся имеют хорошо сформированные навыки планирования свободного времени. 26% школьников планируют досуг время от времени; 30 % респондентов ответили, что у них не получается планировать свободное время, действуют по обстоятельствам и 25% не считают необходимым строить даже кратковременные планы.
Отсутствие или недостаточная сформированность навыков планирования свободного времени может привести к пассивности, отсутствию собственных интересов, перекладыванию ответственности за проведение досуга на взрослых или более авторитетных сверстников.
В 2013- 2014 учебном году 10 учеников 6 Г класса МБОУ «СОШ №13» приняли активное участие в различных школьных и городских мероприятиях. Так, в подготовке и проведении общешкольной акции «Дружат дети на планете» в рамках городского «Кросса акций», ребята 6 Г класса приняли активное участие.
В декабре 2013 года была проведена акция «Сохраним фауну Югры», в ходе которой дети средней группы ДОУ «Колобок» совместно со школьниками делали кормушки для зимующих птиц.Учащиеся 6 Г класса рассказали детям о зимующих птицах Югры,показали интересную презентацию.Ребята средней группы разгадывали загадки,играли в игры.Затем учащиеся и дети совместно развешивали кормушки для птиц на территории детского сада,играли в подвижные игры. Проводя акцию, дети могли просто играть, общаться, радоваться, дружить.
Совместный труд детей принес огромное удовлетворение и массу положительных эмоций. Акция завершилась 18 декабря 2013 года. Руководитель акции, педагог-организатор Демидова Л.Ю. вручила учащимся 6 Г класса Благодарственные письма.Учащиеся 6 Г класса поделились с одноклассниками своими впечатлениями, показали презентации и фото.Большинство детей класса изъявили желание также участвовать в подобных акциях.
Так возникла идея создания и реализации социального проекта «Дети – детям», направленного на создание условий для расширения возможностей занятости учащихся в свободное время, реализации их нравственных качеств в организации различных видов деятельности через разновозрастное общение учащихся МБОУ «СОШ №13» и детей «Детского сада № 9». Родители и ребята из Совета Учащихся школы поддержали нас, и мы решили попробовать осуществить задуманное.
Для реализации проекта необходимо было выяснить является ли проблема адаптации дошкольников к школе важной для родителей и воспитателей «Детского сада №9».
Среди родителей и сотрудников проведено анкетирование и были получены следующие результаты:
60 % родителей и сотрудников детского сада считают проблему адаптации дошкольников важной,
40 % считают проблему неважной.
При анализе информации мы увидели, что большинство родителей и сотрудников детского сада волнует вопрос адаптации маленьких детей к школе. Ведь в большинстве семей есть дети, которые посещают школу и
проблема привыкания маленького ребенка к школе, как, оказалось, волнует многих.
После обсуждения полученных результатов опроса мы пришли к единому мнению: наиболее важными и соответствующими нашему возрасту проблемами являются:проблема занятости учащихся в свободное время с целью развития способности к интеллектуальному, творческому общению детей разных возрастов; проблема адаптации будущих первоклассников к школе. Значит, мы будем разрабатывать, и реализовывать проект, который решили назвать
«Дети-детям».
Проект “Дети - детям” предоставляет учащимся возможность проявить себя, приносить радость себе и другим, осуществить связь с внешним миром.
Организаторские способности, уверенность в себе, способность к саморазвитию, самопознанию – то малое, что они смогут развить в себе, работая над данным проектом.
Цель:
Создание условий для расширения возможностей занятости учащихся в свободное время, реализации их нравственных качеств в организации различных видов деятельности через разновозрастное общение учащихся МБОУ «СОШ №13» и детей ДОУ «Детский сад №9».
Создание условий для адаптации будущихпервоклассников к школе.
Задачи:
1.Содействовать формированию нравственных ценностей учащихся и детей «Детского сада № 9» через систему специальных мероприятий с их вовлечением в активные самостоятельные действия.
2.Формировать у детей умения и навыки планировать, распределять и использовать свое свободное время с пользой для себя и окружающих.
3.Способствовать улучшению межличностных отношений детей,повышению процента качества успеваемости учащихся.
4.Помогать детям преодолевать трудности перехода на первоначальную ступень образования посредством формирования у детей позитивного отношения к школе.
Ожидаемые результаты:
- Реализация мероприятий проекта будет способствовать расширению возможностей занятости детей в свободное время, проект позволит снизить процент детей , не занятых дополнительным образованием.
- Реализация проекта повысит уровень воспитанностиучастников по вопросам патриотического, духовно – нравственного воспитания.
- При работе над данным проектом раскроется личностный потенциал детей школы и ДОУ, их стремление к духовному росту.
- При реализациипроекта развивается творческая среда для выявления одаренных детей класса и детей ДОУ.
- При реализации проекта повысится процент детей, легко адаптирующихся к школе.
Вывод:
- В результате у детей снизится агрессия; сформируется бесконфликтное взаимодействие между собой и группой. Они научатся управлять собственной деятельностью - эффективно обозначать цели. Дети смогут построить взаимоотношение с окружающим миром.
- Дети смогут интересно, насыщенно, эмоционально, с пользой для себя и окружающих организовать свой досуг, найти свое место в жизни, выработать активную позицию, стать хорошими гражданами и родителями, а также полноценно пережить период взросления, самый замечательный период, который называется детство.
Данный проект способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли.
Участники проекта:
Учащиеся 6 Г класса МБОУ «СОШ №13» г.Нефтеюганска, дети, воспитатели, родители МДОАУ «Детский сад №9».
Руководитель проекта:
Григорьева Альбина Ивановна, классный руководитель
Масштабность проекта:
школа, МДОАУ «Детский сад №9».
Формы реализации проекта:
Акции
Концерты
Беседы
Трудовые десанты
Конкурсы
Инсценировки
Методы реализации проекта:
1.Метод матрицы идей
2.Метод вживания в роль
3.Метод аналогии
4.Метод ассоциации
5.Метод мозгового штурма
6.Метод синектики
Срок реализации проекта:
Проект «Дети – детям» рассчитан на 1,5 года: март 2014- май 2015.