Семинар-практикум
Тема : здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в оздоровлении воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий и нестандартное оборудование.
Задачи:
Познакомить педагогов с современными здоровьесберегающими технологиями и их ролью в организации образовательного процесса в ДОУ
Продемонстрировать опыт работы по использованию нестандартного оборудования как средства укрепления физического и психического здоровья воспитанников;
Формировать у участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Теоретическая часть:
Известный русский врач и писатель В.Вересаев так оценивал здоровье. «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…»
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.
В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации ” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, его духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
На протяжении 4 лет приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей и во влечение родителей в формирование навыков здорового образа жизни воспитанников.
С начала учебного года работа учреждения начинается с диагностики здоровья и физического развития воспитанников, где выделяются группы здоровья вновь прибывших детей, определяется уровень их физических качеств, осуществляется антропометрия. По результатам проведенных исследований планируется физкультурно-оздоровительная работа.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного режима с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у педагогов, родителей и воспитанников ответственности по сохранению собственного здоровья. По организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении созданы условия для повышения двигательной активности детей: составлен оптимальный режим дня с учетом нагрузки и отдыха; работает комната психологической разгрузки, где психолог проводит с воспитанниками релаксационные, тренинговые занятия, помогая воспитанникам научиться управлять своими эмоциями.
В работе по укреплению и оздоровлению воспитанников мы используем здоровьесберегающие технологии.
“Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здоровьесбережения и безопасного поведения.
Применяемые в нашем дошкольном учреждении технологии можно разделить на 3 группы
1-я группа: технологии сохранения и стимулирования здоровья:
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и педагогических работников. Реализуются через:
- динамические паузы (во время проведения НОД по мере утомляемости детей)
- подвижные и спортивные игры (в НОД как часть физкультурного занятия, в совместной деятельности, в режимных моментах)
- релаксация (в совместной деятельности)
- пальчиковая гимнастика (в любой удобный отрезок времени на всех возрастных группах)
- гимнастика для глаз (по методике В.Ф.Базарного) для укрепления мышц глаз
- дыхательная гимнастика (по методике А.Н.Стрельниковой) развивает несовершенную дыхательную систему ребенка
- взбадривающая гимнастика после дневного сна, укрепление мышц спины, постепенное просыпание организма.
- фитотерапия (фиточай, кислородные коктейли)фиточаи с лекарственным травами, кислородный коктейль с солодкой
2-я: технологии обучения здоровому образу жизни:
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
-развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников
- закаливание, практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.
- плавание и физкультурные занятия
- коммуникативные игры
- самомассаж
- точечный массаж
- БОС – здоровье. Обучение диафрагмальному дыханию(животом); повысить адаптативные возможности организма; занятия проводятся индивидуально, курс 15 занятий, перерыв 2 месяца, затем снова 15 занятий.
- утренняя гимнастика
- хатха-йога
- праздникотерапия
- фитоионогальванизация( витаминизация блюд). Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
- информирование воспитанников по теме «Здоровье»
3-я: коррекционные технологии
Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог совместно с воспитателем посредством специально организованных встреч с детьми.
Основная задача этих технологий – обеспечить эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
- технологии коррекции поведения
- Арт-терапия - это буквально лечение искусством. Арт-терапия включает в себя: музыкотерапию, психогимнастику, сказкотерапию, смехотерапия. Арт-терапия занятия 1 картинка – упражнения на выход агрессивности и других негативных чувств. 2 картинка – медитативное рисование направленное на развитие чувств внутреннего контроля4 3 картинка – продолжение занятия с 1 картинки; 4 картинка – рисование волшебными красками направленное на повышение самооценки воспитанников.
ФОРМЫ РАБОТЫ ведутся по 3 направлениям:
С родителями:
Следует отметить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы. В своем детском саду всю работу с родителями строим на основе диалога, взяв за основу принцип партнерства. Родители - не ученики, а партнеры по общению.
С воспитанниками: беседы о здоровом образе жизни, 2 недели в каждом месяце воспитанники принимают фиточай, в летний период, когда у нас меньше детей мы выдаем кислородный коктейль по схеме 10-10, просмотр видеозаписей, личный пример педагога, походы, праздники.
С педагогами: проведение семинаров-практикумов: «Роль двигательной активности в оздоровлении воспитанников»,«изготовление нетрадиционного оборудования», мастер-классы педагогов стажистов, организация выставок: «Лучший физкультурный уголок», «Нетрадиционное оборудование», конкурсы, участие в спортивных соревнованиях, консультации, папки-передвижки «Зимние виды спорта», Наши победители Олимпийских игр».
Практическая часть:
2. Вторую часть нашего мероприятия проведет для вас руководитель по физическому воспитанию Морозова Олеся Алексеевна, из опыта своей работы расскажет об использовании нетрадиционного оборудования в непосредственно образовательной деятельности.
Реализуя здоровьесберегающие технологи в работе с детьми я применяю нестандартное оборудование изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.
Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем.
Красочное многофункциональное нестандартное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений. Я добиваюсь посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности вызывать интерес у каждого ребенка , желание поиграть с новыми для них атрибутами. Я считаю, что движение - основа здоровья, поэтому поставила перед собой следующие задачи:
· создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
помочь педагогам дошкольного учреждения накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
· стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
· направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
· формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками, а приносил детям радость от занятий в зале.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.
Уважаемые педагоги я представляю вашему вниманию нестандартное оборудование, которое я использую в своей работе .Предлагаю познакомиться с:
- «Качалочка» Тренажер для равновесия.
- «Тоннель» Описание: ткань, обруч. Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.
- Разноцветные флажки для ору, для подвижных игр.
- «Лесенка-чудесенка» применяется для лазания и перелазания различным способом.
- «Осьминожки». Приучать воспитанников не бояться поподания воды на лицо и задерживать дыхание.
- Эспандер. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой.
- Косички. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой.
- Гусеница со следами (для закрепления понятий "правая", "левая" нога, для общеразвивающих упражнений).
- Улей с пчелками для развитие ловкости, навыка точного попадания в цель. Материал: «киндер-сюрпризы»- для пчёлок, материал для декора, коробка из по торта.
- «Дорожки здоровья». Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
Материалы: Резиновый коврик, деревянные палочки, камушки, пуговицы, поролон. - «Кости и бананы» для эстафет.
- Олимпийский факел и чаша. Для праздников.
13. Лыжи из пластмассовых бутылок. Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной изолентой.
Цель использования: развивает координацию движений, физические качества
В играх-эстафетах, например "По горной лыжной тропе"
Нетрадиционное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Поэтому при изготовлении такого оборудования я обязательно обращаю внимание на то, чтобы оно было не только полезным, но и обязательно красочным, разноцветным. И такое нестандартное оборудование:
14. «Парашют Здоровья» Цель: создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной потребности детей в движении.
Задачи:
- Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, внимание, воображение.
- Воспитывать умение действовать в коллективе согласованно; творчество, самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях, эмоциональную отзывчивость.
Игры с парашютом – это интересные командные игры. Игры проводятся в детском саду очень активные, подвижные, а могут быть тихими и спокойными.
Игры с нестандартным оборудованием «Парашют»
ВОЛНА»
Поочередное поднимание и опускание рук, чтобы получались волны.
«КТО БЫСТРЕЕ»
Дети одновременно поднимают руки вверх, двое, по указанию педагога, в это время под парашютом меняются местами.
«КЛОУН»
Дети одновременно поднимают руки вверх, один, по указанию педагога, встает в центре парашюта, чтобы голова прошла в отверстие в центре парашюта.
«КАРУСЕЛЬ»
Держась за ручки парашюта, идут по кругу, говоря слова «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели…»
^ «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ…»
Держась за ручки парашюта, делают движения руками, изображая волны. После слов «Морская фигура замри…» делают какую-нибудь фигуру, не отпуская парашют. Для усложнения: фигура на одной ноге.
- «Помпоны» для танцев.
16. Султанчики. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой.
17. Погремушки. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий ( поднять, положить, погреметь)
Цель: Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы: Пластиковые бутылки, деревянная палочка, горох, фасоль, кукуруза.
- Гусеница. При изготовлении использовался материал: коврик, клеящаяся пленка и следы.
Цель: Развитие координации, внимания, прыгучести.
Содержание упражнений: ходьба и прыжки по «следам», наступая по направлению следа.
При наступлении на последние следы я рекомендую детям не наступать на голову гусеницы, а перепрыгивать через неё, при этом воспитывается у детей бережное отношение к животным и тем временем реализуется образовательная область «Познание» Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в
шеренгу, колонну, круг, для игр и забав.
Цель: Развивает мышцы туловища, координацию движений, ловкость, положительные эмоции. Материал: Цветные ленточки, ткань, поролон.
- Меткая крышечка для развитие ловкости, навыка точного попадания в цель. Материал: разноцветные крышечки, майонезные баночки, цветная клеящая бумага.
А сейчас я предлагаю выбрать любой стол для творчества. И сделать своими руками н.о. для оздоровительно-физкультурной работы с детьми.