Система работы консультационного центра «Светлячок»,
оказывающего услуги психолого-педагогической помощи родителям
(законным представителям) детей, раннего возраста,
не посещающих дошкольное образовательное учреждение
ПРИКАЗ №297 Об открытии и ведении консультативного центра
Положение "Об организации работы консультативного центра"
Расписание работы КЦ - /Svetljachok.doc
В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Как же помочь маленькому человечку быстрее войти в новую обстановку без потерь? Какая работа педагогического коллектива будет наиболее эффективной? Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? Как настроить родителей на положительные нотки в совместной работе с ДОУ? Для решения этих проблем был создан консультативный центр «Светлячок» - центр совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Цель нашего клуба: создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия, профилактика проблем адаптации к ДОУ.
Задачи:
- развивать психические процессы ребенка адекватно возрасту,
- формировать коммуникативные умения и навыки в сфере общения и взаимодействия ребенка,
- облегчить адаптацию детей средствами формирования благоприятного климата в группе,
- формировать у родителей потребность в психолого-педагогическом просвещении по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Развивающая среда группы создана в соответствии с особенностями и возможностями детей. В игровой комнате, пространство которой организовано для всестороннего интеллектуального, сенсорного, эмоционального и физического развития, находится группа детей с мамами или другими родителями.
Дети осваивают пространство группы и простые правила взаимодействия, устанавливают эмоционально-положительный контакт с «новым» взрослым (педагогом), развивают игровые умения и навыки и пр. Создаются условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам и пр.
Режим работы. Программа проводится с октября по май из расчета 4-5 игровых сеансов в месяц протяженностью 1 час. Таким образом, работают четыре группы, в пятый день родители имеют возможность получить индивидуальную консультацию педагогов по запросу.
Содержание деятельности планируется и реализуется командой специалистов, исходя из потребностей группы. Интегрированные занятия совместно с детьми и родителями требуют тщательной разработки. Здесь мы опираемся на программу М. А. Васильевой "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, так же используем методические пособия: «Учим общаться детей раннего возраста» Волков Б.С., Волкова Н.В., «Комплексные занятия с детьми раннего возраста» Борисенко М. Г., Лукина Н. A., справочник педагога-психолога, интернет-ресурсы.
При составлении программы занятий мы учитывали психофизические особенности детей данного возраста, требующие частой смены форм деятельности (от активных - к пассивным, от наглядных – к действенным): музыкально-логопедические занятия, физкультура совместно с изодеятельностью, музыка и сенсорика, физкультура совместно с конструированием. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях проходит через проблемные ситуации, дидактические игры и задания. Педагоги и психологи проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.
Родители могут получать консультативную помощь специалистов, работающих с детьми раннего возраста: педагога-психолога, логопеда, руководителя по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя по сенсорному воспитанию, воспитателя конструирования, воспитателя изодеятельности, медицинской сестры.
Структура развивающего игрового сеанса:
1. Постоянный ритуал начала сеанса.
2. Сюрпризный момент.
3. Игровые формы взаимодействия.
4. Постоянный ритуал завершения сеанса.
- Ритуал приветствия. Цель — настроить детей и родителей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от прочих проблем, забот, страхов, переживаний. С детьми раннего возраста целесообразно использовать простые, краткие приветствия в позитивно-поддерживающей форме.
- Развивающее занятие.
- Игровые формы взаимодействия – дети свободно взаимодействуют друг с другом, родители имеют возможность наблюдать и корректировать данный процесс. Специалисты в свободной беседе знакомят родителей с особенностями развития ребенка.
- Ритуал прощания. Цель — «переключить» детей и родителей с занятия на повседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизменном виде. Прощание целесообразно организовать в краткой, простой стихотворной форме.