Пятница, 03.05.2024
Детский Сад №9
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Семинар-практикум 

Тема : здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного  учреждения

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в оздоровлении воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий и нестандартное оборудование.

 

Задачи:

Познакомить педагогов с современными здоровьесберегающими технологиями и их ролью в организации  образовательного процесса в ДОУ

 

Продемонстрировать опыт работы по использованию нестандартного оборудования как средства укрепления физического и психического здоровья воспитанников;

 

Формировать у участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

 

Теоретическая часть:

 

Известный русский врач и писатель В.Вересаев так оценивал здоровье. «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…»

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.

В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации ” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, его духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

На протяжении 4 лет приоритетным направлением нашего  дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей и   во влечение родителей в формирование навыков здорового образа жизни воспитанников.

С начала учебного года работа учреждения начинается с диагностики здоровья и физического развития воспитанников, где выделяются группы здоровья вновь прибывших детей, определяется уровень их физических качеств, осуществляется антропометрия. По результатам проведенных исследований планируется физкультурно-оздоровительная работа.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного режима с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у педагогов, родителей и воспитанников ответственности по сохранению собственного здоровья. По организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении созданы условия для повышения двигательной активности детей: составлен оптимальный режим дня с учетом нагрузки и отдыха; работает комната психологической разгрузки, где психолог проводит с воспитанниками релаксационные, тренинговые занятия, помогая воспитанникам        научиться        управлять        своими        эмоциями.

В работе по укреплению и оздоровлению воспитанников мы используем здоровьесберегающие технологии.

“Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здоровьесбережения и безопасного поведения.

Применяемые в нашем дошкольном учреждении технологии можно разделить на 3 группы

1-я группа: технологии сохранения и стимулирования здоровья:

обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и  педагогических работников. Реализуются через:

- динамические паузы (во время проведения НОД по мере утомляемости детей)

- подвижные и спортивные игры (в НОД как часть физкультурного занятия, в совместной деятельности, в режимных моментах)

- релаксация (в совместной деятельности)

- пальчиковая гимнастика (в любой удобный отрезок времени на всех возрастных группах)

- гимнастика для глаз (по методике В.Ф.Базарного) для укрепления мышц глаз

- дыхательная гимнастика (по методике А.Н.Стрельниковой) развивает несовершенную дыхательную систему ребенка

- взбадривающая гимнастика после дневного сна, укрепление  мышц спины, постепенное просыпание организма.

- фитотерапия (фиточай, кислородные коктейли)фиточаи с лекарственным травами, кислородный коктейль с солодкой

 

2-я: технологии  обучения здоровому образу жизни:

направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

 -развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников

- закаливание, практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.

- плавание и  физкультурные занятия

- коммуникативные игры

- самомассаж

- точечный массаж

- БОС – здоровье. Обучение диафрагмальному дыханию(животом); повысить адаптативные возможности организма; занятия проводятся индивидуально, курс 15 занятий, перерыв 2 месяца, затем снова 15 занятий.

- утренняя гимнастика

- хатха-йога

- праздникотерапия

- фитоионогальванизация( витаминизация блюд). Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

-  информирование воспитанников по теме «Здоровье»

3-я: коррекционные технологии

Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог совместно с воспитателем посредством специально организованных встреч с детьми.

Основная задача этих технологий – обеспечить эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

- технологии коррекции поведения

- Арт-терапия - это  буквально  лечение  искусством. Арт-терапия включает   в  себя: музыкотерапию, психогимнастику, сказкотерапию, смехотерапия. Арт-терапия занятия 1 картинка – упражнения на выход агрессивности и других негативных чувств. 2 картинка – медитативное рисование направленное на развитие чувств внутреннего контроля4 3 картинка – продолжение занятия с 1 картинки; 4 картинка – рисование волшебными красками направленное на повышение самооценки воспитанников.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ ведутся по 3 направлениям:

С родителями:

Следует отметить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет  не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы.  В  своем детском саду всю работу с ро­дителями строим  на основе диа­лога, взяв за основу принцип парт­нерства. Родители - не ученики, а  партнеры по общению.

С  воспитанниками: беседы о здоровом образе  жизни, 2 недели в каждом месяце воспитанники принимают фиточай, в летний период, когда у нас меньше детей  мы выдаем  кислородный коктейль по схеме 10-10, просмотр видеозаписей, личный пример педагога, походы, праздники.

С педагогами: проведение семинаров-практикумов:  «Роль двигательной активности в оздоровлении воспитанников»,«изготовление нетрадиционного оборудования», мастер-классы педагогов стажистов, организация выставок: «Лучший физкультурный уголок», «Нетрадиционное оборудование», конкурсы, участие в спортивных соревнованиях, консультации, папки-передвижки «Зимние виды спорта», Наши победители Олимпийских игр».

Практическая часть:

2. Вторую часть нашего мероприятия проведет для вас руководитель по физическому воспитанию Морозова Олеся Алексеевна, из опыта своей работы расскажет об использовании нетрадиционного оборудования в непосредственно образовательной деятельности.

 

Реализуя  здоровьесберегающие технологи в работе с детьми я  применяю нестандартное оборудование  изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых   пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.

Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем.

Красочное  многофункциональное нестандартное  оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений. Я  добиваюсь  посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности вызывать интерес у каждого ребенка , желание поиграть с новыми для них атрибутами. Я  считаю, что движение - основа здоровья, поэтому поставила  перед собой следующие задачи:

·        создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

помочь педагогам дошкольного учреждения накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;

·        стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;

·        направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;

·        формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками, а приносил детям радость от занятий в зале.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими  различную патологию.

Уважаемые педагоги я представляю вашему вниманию нестандартное оборудование, которое я использую в своей работе .Предлагаю познакомиться с:

  1.  «Качалочка» Тренажер для равновесия.
  2. «Тоннель» Описание: ткань, обруч. Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.
  3. Разноцветные флажки для ору,  для подвижных игр.
  4. «Лесенка-чудесенка» применяется для лазания и перелазания различным способом.
  5. «Осьминожки». Приучать воспитанников не бояться поподания воды на лицо и задерживать дыхание.
  6. Эспандер. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой.
  7. Косички. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой.
  8.  Гусеница со следами    (для закрепления понятий "правая", "левая" нога, для общеразвивающих упражнений).
  9.  Улей с пчелками для развитие ловкости, навыка точного попадания в цель. Материал: «киндер-сюрпризы»- для пчёлок, материал для декора, коробка из по торта.

 

  1.  «Дорожки здоровья». Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
    Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
    Материалы: Резиновый коврик, деревянные палочки, камушки, пуговицы, поролон.
  2.   «Кости и бананы» для эстафет.
  3.   Олимпийский факел и чаша. Для праздников.

13. Лыжи из пластмассовых бутылок. Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной изолентой.

Цель использования: развивает координацию движений, физические качества

В играх-эстафетах, например "По горной лыжной тропе"

Нетрадиционное  оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Поэтому при изготовлении такого оборудования я обязательно обращаю внимание на то, чтобы оно было не только полезным, но и обязательно красочным, разноцветным. И такое нестандартное оборудование:

14. «Парашют Здоровья» Цель: создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной потребности детей в движении.

Задачи:

- Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, внимание, воображение.

- Воспитывать умение действовать в коллективе согласованно; творчество, самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях, эмоциональную отзывчивость.

Игры с парашютом – это интересные командные игры. Игры проводятся в детском саду очень активные, подвижные, а могут быть тихими и спокойными.

Игры с нестандартным оборудованием «Парашют»
ВОЛНА»
Поочередное поднимание и опускание рук, чтобы получались волны.

«КТО БЫСТРЕЕ»
Дети одновременно поднимают руки вверх, двое, по указанию педагога, в это время под парашютом меняются местами. 

«КЛОУН»
Дети одновременно поднимают руки вверх, один, по указанию педагога, встает в центре парашюта, чтобы голова прошла в отверстие в центре парашюта. 

«КАРУСЕЛЬ»
Держась за ручки парашюта, идут по кругу, говоря слова «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели…»

^ «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ…»
Держась за ручки парашюта, делают движения руками, изображая волны. После слов «Морская фигура замри…» делают какую-нибудь фигуру, не отпуская парашют. Для усложнения: фигура на одной ноге.

  1. «Помпоны»  для танцев.

16.  Султанчики. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой.

17.  Погремушки. Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий ( поднять, положить, погреметь) 
Цель: Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы: Пластиковые бутылки, деревянная палочка, горох, фасоль, кукуруза.

  1. Гусеница. При изготовлении использовался материал: коврик, клеящаяся  пленка и следы.

Цель: Развитие координации, внимания, прыгучести.

Содержание упражнений: ходьба и прыжки по «следам», наступая по направлению следа.

При наступлении на последние следы я рекомендую детям не наступать на голову гусеницы, а перепрыгивать через неё, при этом воспитывается у детей бережное отношение к животным и тем  временем реализуется образовательная область «Познание» Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в 

шеренгу, колонну, круг, для игр и забав.
Цель: Развивает мышцы туловища, координацию движений, ловкость, положительные эмоции. Материал: Цветные ленточки, ткань, поролон.

  1. Меткая крышечка для развитие ловкости, навыка точного попадания в цель. Материал: разноцветные крышечки, майонезные баночки, цветная клеящая бумага.

А сейчас я предлагаю выбрать любой стол для творчества. И сделать своими руками н.о. для оздоровительно-физкультурной  работы с детьми.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Нефтеюганск Детский Сад №9 © 2024