Возрастные особенности
психического развития детей от 3 до 4 лет
У детей четвертого года жизни,
как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное
физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и
крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным
нормам является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли
ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч -это
показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего
развития.
У детей этой возрастной группы
продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям физической
культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их дифференциация
и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное
направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, может сохранять
равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать по лесенке-стремянке и
др., использовать двигательные навыки в подвижных и спортивных играх.
Важнейшим показателем развития
ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской
деятельности (конструирование, изобразительны, литературно-художественная и
др.), которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития
ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
К 3 годам дети овладевают азами
сюжетной игры - условными предметными действиями. Трехлетний ребенок способен
овладеть ролью - более сложным способом построения игры. У него формируется умение
вступать в ролевое взаимодействие с партнером, в ролевой диалог. В играх с
правилами начинают овладевать правилами одновременных или поочередных действий.
Очень
важная сторона развития ребенка 4-го года жизни - речь. Показателем
полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка. В
возрасте трех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что
влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого
возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие
звуки не произносятся. Речь взрослого - это то, чему ребенок подражает, что
становится образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте ребенок
переходит от ситуативной к контекстной речи. Основная задача речевого развития
ребенка младшего дошкольного возраста - развитие звуковой культуры речи,
обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление
связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным
языком.
Развитие
коммуникативных способностей детей 4-го года жизни - это приобщение, развитие
чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через
знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами
коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с
взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности
сотрудничества детей.
Конкретное проявление способов
общения - это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим радость и
удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений (что вызывает
негативные переживания) дети сразу применяют физические и словесные виды
давления (не пытаются договариваться, а разрушают совместную деятельность) либо
обращаются с жалобой к воспитателю. Дети практически не вступают в общение по
поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания. Для ребенка в общении и
взаимодействии важно проявить себя, а с кем взаимодействовать, правильно ли
будет понимать его партнер ему не так существенно.
Развитие эмоциональной
регуляции - это возникновение у ребенка как можно большего количества
положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в детском
саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них, «входить» в
ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам.
Развитие
произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарными
правилами пребывания в ДОУ, овладении способами ориентировки на правило при
попадании в ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил
самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с правилами.
Освоении правил проявляется как знакомство с ними и частичное выполнение.
Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет
эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта ребенка с
близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и которыми
владеет взрослый.
|
||||||||||||||
© 2013 Нефтеюганск Детский сад №9