Коррекционно-развивающая работа. Важным компонентом в воспитательно-образовательном процессе детском саду является коррекционно-развивающее сопровождение воспитанников, позволяющее решать задачи своевременной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) в МДОАУ "Детский сад № 9" успешно функционируют логопедические кабинеты. Сопровождение 62% из количества нуждающихся осуществляют 3 учителя-логопеда (два из которых имеют высшую квалификационную категорию). Педагогами-психологами дошкольного учреждения осуществляется сопровождение воспитанников всех возрастных групп по следующим направлениям: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, пропедевтическое и профилактическое просвещение.
Эффективность коррекционной работы в ДОУ обеспечивают следующие условия: систематичность проведения; распределение материала в порядке нарастающей сложности; подчинённость заданий выбранной цели; чередование и вариативность различных методов и приемов, и т.д. В дошкольном учреждении действует психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) с целью обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического. здоровья воспитанников. В связи с отсутствием в ДОУ условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и решении конфликтных и спорных вопросов, связанных с зачислением ребенка в специальную (коррекционную) группу, специалисты ПМПк учреждения рекомендуют родителям обратиться в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
В 2011-2012 учебном году охват воспитанников дополнительными услугами осуществлялся как на платной основе, так и на бесплатном сопровождении. Доля воспитанников, охваченных дополнительными услугами составила 48%.
Дополнительное образование представлено спортивной аэробикой (БПУ), обучением плаванию (ПУ), фитнесом для дошкольников (ПУ), обучением игре в шахматы (ПУ). Большинство дополнительных услуг носит оздоровительный и профилактический характер. Содержание их направлено на укрепление мышечного корсета, деятельности сердечно-сосудистой системы и пронизано использованием здоровьесберегающих технологий.
Взаимодействие со школой. Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой - двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. Отношения преемственности между МДОАУ "Детский сад № 9" и МОУ "СОШ № 13" закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности: согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования.
Цель преемственности детского сада и школы: реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Ежегодно разрабатывается план преемственности МДОАУ "Детский сад №9" и МОУ "СОШ №13", который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации. В 2011-2012 уч году в план были включены следующие мероприятия:
- экскурсии воспитанников дошкольного учреждения по помещениям школы (библиотека, класс, музыкальный, физкультурный залы, мастерские для мальчиков и девочек);
-организация уголка школьника в подготовительных группах;
- диагностика развития воспитанников, поступающих в школу, совместная работа психологов ДОУ и школы, совместное обсуждение результатов диагностики;
- круглый стол по теме "Анализ успеваемости выпускников ДОУ";
- родительское собрание в школе "Формирование первых классов. Знакомство с целями и задачами школы".
Основные формы работы с родителями. Основной целью установления взаимоотношений МДОАУ "Детский сад № 9" и семьи является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. Основными формами работы являются социологическое исследование, опросы, тематические выставки детских и совместных с родителями продуктов деятельности, нетрадиционные формы родительского собрания (круглые столы, семейные досуги), привлечение родителей к организуемым акциям, разъяснительная и консультативная деятельность по нормативно-правовым документам и воспитательно-образовательной работе. Традиционно в дошкольном учреждении организуется совместная с родителями посадка саженцев на "Аллее выпускников", дегустация фиточая, приуроченная к проведению Дня (недели) Здоровья.