Возрастные
особенности психического развития детей от 5 до 6 лет
В старшей группе
продолжается формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культурой. Движения детей становятся все более осмысленными,
двигательная активность - более целенаправленной. Дети обладают достаточным
запасом двигательных умений, осознанно пользуются ими в своей деятельности.
Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может
свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук
и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
По- прежнему важное
место в жизни ребенка занимает игра. Дети достаточно четко выделяют типичные
ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними,
строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать
цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу,
установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка.
В старшем дошкольном
возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как
изобразительное искусство, аппликация, конструирование, художественное
конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к
действительности становится дифференцированным и разноплановым.
Продуктивная
деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему
дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить
или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а
ведет создание продукта за собой. Теперь, начиная рисовать, дошкольник уже
знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и схематичны,
содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, теперь
располагаются не отдельно, а связаны друг с другом. В этом возрасте ребенок
может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.
В конструировании у детей появляются обобщенные способы действий и обобщенные
представления о конструируемых ими объектах. Дети могут целенаправленно
изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их
предназначения.
У ребенка
шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с
дошкольниками пятого года жизни.
Речь становится более
четкой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический
слух. Формируется интонационная выразительность речи. Ребенок 5-6лет уже может
использовать сложные грамматические конструкции, ребенок правильно произносит
все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; грамотно использует все части
речи; использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.
Помимо всего прочего,
происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком
использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать игрушку и
развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких
игрушек одновременно.
Что касается
коммуникативных умений, то в старшем дошкольном возрасте у ребенка выявляется
интерес к установлению положительных взаимодействий как со сверстниками, так и
со взрослыми людьми. С одной
стороны возникают устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли
партнеров по игровой деятельности, с другой стороны - со взрослым. В этом
возрасте ребенка волнуют важнейшие вопросы жизни. Им очень нужен собеседник, с
которым они могли бы обсудить волнующие темы, этим собеседником и должен стать
взрослый человек.
Дети 5-6 лет помимо
вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика),
способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные
интонации.
Действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, выполняют двойную функцию: с одной стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний, что особенно важно для детей старших дошкольных возрастов в связи с подготовкой их к школе, а с другой стороны, и это главное, - развивают их общие способности.