Возрастные
особенности психического развития детей от 4 до 5 лет
В средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Ребенок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и с воспитателем, проявляет инициативность, может контролировать и соблюдать правила в знакомых ему играх.
Социальная ситуация
развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой
деятельности. Ребенок начинает выделять для себя структуру игры: сюжет, роли,
игровые действия. Дети средней группы могут выстроить последовательность
игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета, они способны по ходу
игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. У детей
появляется возможность установления ролевых взаимодействий с одним-двумя
партнерами. Кроме того, дети способны выделить правило, по которому нужно
действовать в игре, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е.
того как действовать нельзя.
В игре ребенок отражает
предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти
действия ролью (я- доктор, я - мама, я -продавец).
В среднем дошкольном
возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как
изобразительное искусство, аппликация, конструирование. Дети уже не просто
придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных
персонажей сказок и их отдельные действия, но дополняют различными деталями. В
этих деятельностях, в отличие от младшего возраста, также появляется
ориентировка не только на отдельные признаки и стороны действительности, но и
на их взаимосвязи. Это этап структурирования, когда ребенок выделяет для себя
на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями.
На 5-ом году жизни
происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка. Совершенствуется
речевой слух, дети могут сравнивать слова по звучанию, определять первый звук в
слове, учатся правильно произносить слова.
Формируется
грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в состоянии уже
передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по
картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно.
В среднем дошкольном
возрасте продолжается развитие общих способностей: познавательных,
коммуникативных, регуляторных.
Развитие коммуникативных способностей предполагает
развитие компромиссного общения. У детей пятого года жизни (при направленной
работе воспитателей в этом направлении) проявляется возможность открытого
общения (сообщение о своих желаниях и чувствах, а также свои мысли о желаниях и
чувствах других детей). В поисках компромисса при конфликтных интересах в
общении они могут договариваться, однако еще в большой мере нуждаются в помощи
взрослых. Развитие коммуникативных способностей происходит посредством игры,
которая является основным видом деятельности в этом возрасте. Также умение
ребенка сотрудничать с другими развивается за счет других совместных видов
деятельности (общих рисунков, построек).
Развитие регуляторных способностей происходит в
среднем возрасте во внешнем плане, когда правила в различных формах
предлагаются ребенку взрослым, контролирующим также и их выполнение. В этом
возрасте у детей уже начинают складываться обобщенные представления о том, как
надо или не надо себя вести. Следование правилам и нормам становится менее
ситуативным, более устойчивым и самостоятельным. Ребенок в этом возрасте может
уже без напоминания взрослого использовать правила вежливости, применять
правила поведения в группе. Что немаловажно в этом возрасте у детей уже
существуют эмоциональные образы различных ситуаций пребывания в группе,
взаимодействия с другими. Дети склонны замечать нарушения правил другими детьми
больше, чем свои собственные. Однако это важный этап регуляции, помогающий
ребенку усваивать правила. Поведение 4-5 летнего ребенка не столь импульсивно и
непосредственно, как раньше. Хотя в некоторых ситуациях ребенку еще требуется напоминание
взрослого или сверстников, чтобы удерживать и применять правила. Дети пятого
года жизни начинают совершать больше правильных поступков, с уважением
отзываются о своих товарищах по группе, активно сопереживают удачу, проявляют
разные формы взаимопомощи. Однако высокая активность, стремление к
взаимодействию со сверстниками при отсутствии опыта приводит к частым
конфликтам, противоречивым формам поведения. Противоречивость поведения -
существенная психологическая особенность характеристики поведения ребенка
среднего дошкольного возраста. Дети этого возраста с трудом устанавливает
отношения со сверстниками, относиться к ним избирательно. Желание активно
взаимодействовать входит в противоречие с отсутствием практического опыта.
Развитие регуляторных способностей
предполагает возникновение у детей положительных эмоциональных переживаний, а
затем и эмоциональных образов, связанных с взаимодействием с детьми в группе
детского сада, проявление отношения к действиям других детей, овладение
правилами поведения на уровне контроля и фиксации нарушений правил другими
детьми, и часто невозможности соблюдения правил самими.