Декабрь – месяц особенный, так как полным ходом идет подготовка к самым
веселым и светлым праздникам – встрече Нового года и Рождества.
А какой новогодний праздник обходится без
красавицы–елки, бенгальских огней, залпов праздничного фейерверка, горящих
свечей? Чтобы встреча Нового года не омрачалась, праздник не испортился, а ваша
жизнь не оказалась под угрозой, соблюдайте следующие рекомендации:
1.Устанавливая елку нужно помнить, что ее ветки не должны соприкасаться со
стенами и потолком. Располагать елку вблизи батарей отопления крайне опасно.
2.Старайтесь не покупать дешевые гирлянды на рынках, на коробке с гирляндой
обязательно должен стоять знак сертификации пожарной безопасности.
3.Никогда не оставляйте гирлянды включенными, если вы уходите из дома.
4.Не используйте на улице гирлянды и удлинители, предназначенные для работы
внутри помещений.
5.Не пользуйтесь пиротехникой дома, не запускайте фейерверки с балконов.
6.Хлопушки, бенгальские огни, свечи и фейерверк зажигайте только вдали от елки.
7.Не разрешайте детям в отсутствии взрослых самостоятельно включать иллюминацию
на елке, а также не оставляйте включенную электрогирлянду на ночь.
Категорически
запрещается:
• Использовать приобретённую пиротехнику до
ознакомления с инструкцией по применению и данных мер безопасности;
•
Применять пиротехнику при ветре более 5 м/с;
•
Взрывать пиротехнику, когда в опасной зоне (см. радиус опасной зоны на
упаковке) находятся люди, животные, горючие материалы, деревья, здания, жилые
постройки, провода электронапряжения;
•
Запускать салюты с рук (за исключением хлопушек, бенгальских огней, некоторых
видов фонтанов) и подходить к изделиям в течение 2 минут после их
задействования;
•
Наклоняться над изделием во время его использования;
•
Использовать изделия с истёкшим сроком годности; с видимыми повреждениями.
•
Производить любые действия, не предусмотренные инструкцией по применению и
данными мерами безопасности, а так же разбирать или переделывать готовые
изделия;
•
Разрешать детям самостоятельно приводить в действие пиротехнические изделия;
•
Использование несовершеннолетними пиротехнических изделий;
•
Сушить намокшие пиротехнические изделия на отопительных приборах — батареях
отопления, обогревателях и т.п.
Уважаемые родители! Эти
элементарные правила помогут Вам не омрачить себе праздник, а может быть, даже
спасут жизнь Вам и вашим детям!
___________________________________________________________________
Родители
должны помнить, что с самого раннего возраста дети должны знать правила
обращения с огнем.
Знания
по пожарной безопасности в интересной игровой форме хорошо усваиваются детьми.
От 3-х до 5-ти лет
Это возраст активных
вопросов и самостоятельного поиска ответов.
Опыт многих поколений родителей подсказывает: если дети притихли, значит,
заняты чем-то рискованным. Дети этого возраста уже понимают силу и последствия
запрета — если такая работа велась последовательно в раннем детстве.
На вопросы надо отвечать. Причем по возможности честно и полноценно. Ребенок
достаточно легко распознает фальшь. Дети дошкольного возраста, задавая вопрос,
склонны добиваться информации еще и еще бесконечными «почему». Как на это
реагировать, различные педагоги дают разные советы. Например, доктор Б. Спок
считал, что поток «почему» надо решительно и вовремя пресекать. Возможно, это
зависит от ситуации. Особенность пожарной профилактики в данном возрасте — если
не дать разъяснения, то ребенок попытается найти ответ сам. Вы уверены, что он
сделает это безопасно?
У дошкольников чувство опасности своеобразно. Недостаток социального опыта
может делать их совершенно «бесстрашными» — они могут включить плиту, другие
электроприборы и бытовые газовые агрегаты, зайти в гараж и сарай. Все это
только потому, что не имеют представлений о последствиях. Страх придет уже в
середине опасного «приключения», когда появятся уже знакомые объекты страха:
темнота, огонь.
При этом надо хорошо понимать, что, по утверждению психологов, детские страхи
формируются до 5-ти лет. Поэтому работа по пожарной профилактике должна носить
позитивный характер, а не запугивать ребенка страшными последствиями.
Ребенок должен усвоить, что для того, чтобы было хорошо (не было пожара) надо
делать так и вот так. А если не сделать правильно, будет пожар.
Для данного возраста существует достаточный пласт классической противопожарной
детской литературы: С. Маршак, Б. Житков, Л. Толстой, С. Михалков. Некоторые
произведения, как «Пожар», «Кошкин дом» и «Рассказ о неизвестном герое» С.
Маршака, целиком посвящены данной проблеме, в них в доступной форме не только
рассказывают ребенку о последствиях пожара, но и учат правильному поведению в
данной ситуации. В некоторых произведениях, например, «Дядя Степа» С.
Михалкова, пожар включен в качестве одного из эпизодов («…Неужели вместе с
домом наши голуби сгорят?!»).
Чтение таких произведений обязательно должно сопровождаться беседой. В беседе
надо постараться снять все побочные эффекты, нежелательные фантазии, которые у
некоторых излишне впечатлительных детей могут возникнуть. Внимательный родитель
сразу заметит задумчивый взгляд ребенка и сам постарается вызвать его на
откровенный разговор. Не должно остаться ни одного вопроса без ответа.
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью
является игра. Поэтому можно попытаться в игровой форме выяснить отношение
ребенка к прослушанному стихотворению, сказке: разыграть сюжет с куклами и другими
игрушками.
Сюжетно-ролевые игры, в которые играют дошкольники, после прочтения
произведений о пожаре или при реальном столкновении с пожаром (видел на улице,
видел по телевизору, слышал обрывок разговора взрослых), могут стихийно
включать в себя пожарную тематику. Необходимо тактично и грамотно вмешаться с
тем, чтобы направить ход сюжета, а с ним и эмоции ребенка в правильном
направлении.
Могут ли дети сами звонить в Пожарную охрану? Да. Диспетчеры Единой дежурной
диспетчерской службы обучены общению с детьми, в том числе различать по
детскому голосу, ложный вызов или за спиной ребенка реальная беда. Поэтому в
игры надо вводить сюжеты с вызовом пожарных, учить ребенка правильному
алгоритму вызова Пожарной охраны: назвать адрес, что горит, свои имя и фамилию,
фамилию и имя родителей. Но здесь следует сразу оговориться: а как в хорошей,
заботящейся о ребенке семье может создаться такая ситуация?!
Итак, в дошкольном возрасте мы разъясняем, мы играем, мы читаем.
Дети 3-5-ти лет должны знать:
— огонь опасен: он
может стать началом пожара и причинить ожог;
— существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не
должны трогать;
— неосторожное обращение с огнем вызывает пожар;
— о признаках пожара надо сообщать взрослым;
— пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»);
— пожар опасен для жизни и здоровья («…вот Кузьма в помятой каске, голова его в
повязке…»);
— пожарные — отважные и сильные борцы с огнем («…И спешат к нему на зов трое
рослых молодцов: топорами балки рушат, из брандспойта пламя тушат»);
— пожарных вызывают по телефону 01, баловаться этим номером нельзя.
6-7 лет, подготовительный к школе возраст
Это возраст активного
познания мира, причем в основном — руками и ногами. Появляется интерес к
осознанному просмотру телепередач, и не всегда адресованных этому возрасту.
Зачастую детям этого возраста дают смотреть телевизор не в присутствии
взрослых, и ребенок может увидеть пугающие сцены пожара, гибели на пожаре. Это
не способствует формированию безопасного поведения. Такие сцены оседают в
памяти как безотчетно-пугающие. К сожалению, разумных детских фильмов,
мультфильмов, передач, посвященных поведению детей в отношении огня,
практически не существует (зарубежный мультсериал «Псы-пожарные», старый
советский мультфильм про пожарную безопасность новогодней елки адресованы
несколько более старшему возрасту).
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не
только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает
иллюстрации. Культура семейного чтения адресована во многом именно
«подготовишкам»: у них уже значительно развит словарный запас, они способны
оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. У
шестилеток появляется интерес к коллективной и соревновательной деятельности — им
нравится разгадывать ребусы, шарады вместе с родителями, обыгрывать их.
Это можно использовать и в пожарной профилактике: существуют тематические
настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
Выполняя в таких пособиях задания типа «Помоги пожарному
пройти по лабиринту», «Отгадай загадку и нарисуй ответ», «Найти 7 отличий» и
т.д., ребенок невольно приобщается к знаниям правил пожарной безопасности, и
задача родителей — помочь ему в этом.
Во время прогулок дети могут видеть на улице пожарную машину. Если в младшем
возрасте мы просто констатировали сам факт: «Это пожарная машина, она спешит на
пожар», то сейчас особенно с мальчиком, разговор может быть гораздо подробнее —
от марки машины до ее назначения (автоцистерна, автолестница). Обязательно надо
рассказать ребенку, что пожарные — люди не только отважные и умелые, но и что
они должны много знать. Постарайтесь включить образ пожарного в систему
позитивных ценностей ребенка — «с кого брать пример».
Шестилетки очень активны, и девочки в том числе. Их игры наполнены
разнообразными сюжетами, в которых находит отражение все увиденное и
услышанное. В качестве игровых предметов они уже не довольствуются игрушками. В
ход активно идут реальные предметы, иногда наделяемые в игре «дополнительными
свойствами». Если ребенок 3-5 лет может попасть в беду, играя случайно попавшим
в его руки опасным предметом (те же спички), то шестилетка будет стремиться им
завладеть! Оказавшись одни дома, они могут начать играть «В лабораторию»,
используя все препараты вашей домашней аптечки и косметички (что удачно
подмечено Г.Остером: «… если в папины ботинки вылить мамины духи…»). Например,
кристаллы марганцовки в соединении с некоторыми другими компонентами дают
бурную химическую реакцию с выделением тепла.
Многочисленные печальные случаи с поджиганием штор, игр в полярников с
разведением костра на полу и устройством «камина в замке» в ящике комода — это
«творческий почерк» подготовительного к школе возраста.
Детей в этом возрасте достаточно часто оставляют дома на непродолжительное
время. В связи с этим возникает необходимость научить ребенка при необходимости
вызвать пожарных как с домашнего телефона, так и с мобильного, которыми в этом
возрасте уже начинают пользоваться — специальные детские модификации снабжены
кнопками вызова экстренных служб.
Если Ваш ребенок ходит в детский сад, то там проводятся занятия по пожарной
безопасности и отрабатываются действия по организованному выходу детей из
здания. Обсудите это с ребенком.
В 6-7-летнем возрасте мы даем доступную
информацию, учим правильным действиям.
Ребенок должен знать
— пожарных вызывают по телефону, и знать особенности своего телефона;
— надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить диспетчеру,
почему именно он вынужден звонить в Службу спасения и где находятся родители;
— нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану, потому
что это может помешать получить помощь людям, действительно нуждающимся в ней;
— бытовой газ взрывчат и ядовит, поэтому пользоваться им могут только взрослые;
— признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и
срочно сообщить взрослым;
— нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать
правильно, можно устроить пожар.
Уважаемые родители!
Спросите своих детей, знают ли они правила обращения с огнем, а если нет –
научите.
|