|
|
||||||||||
|
|||||||||||
К сожалению, терроризм — это часть
нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в
относительно безопасных регионах. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что
происходит в разных странах. Нам приходится задумываться — как наши
дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом? Конечно, реакции разных детей
различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети
чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма. Возможно, главная реакция — это СТРАХ. И за себя, и за
своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он
усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях.
Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события,
воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас. Характерно и ощущение потери
стабильности. Это очень выбивает из колеи. Терроризм нарушает привычный ход
событий, разрушает доверие к людям, лишает эмоционального равновесия и чувства
безопасности. Растерянность, ощущение беспомощности — эти чувства могут
транслироваться от взрослого к ребенку. ГНЕВ — естественная реакция на
происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их
соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может
направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности — на
близких. КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ. • Признавайте чувства ваших детей.
Постарайтесь выразить это словами. Например: «Я вижу, ты потрясен этим». • Иногда
трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Это
действительно тяжело для тебя и для нас». • Скажите
ребенку: испытывать страх за собственную безопасность — это нормально. В то же
время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы
обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие
взрослые. • Дети,
особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им
трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут
беспокоиться и за него и за себя («Что будет со мной, если папа (мама) не
вернется?»). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится,
если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно
обратиться за поддержкой? • Если
мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке», то тем самым не
признаем серьезности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку
выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится. • Стоит
ли подробно обсуждать происшедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если
вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми
необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация.
Не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: «Кто
может с этим что-либо поделать?» Старайтесь помочь подростку удержаться от
незрелых реакций и действий («во всем виноваты мусульмане», «месть террористам»
и т.д.). ПОМОГАЙТЕ
ВАШИМ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С ИХ СТРАХАМИ. • Помогите детям убедиться в их личной безопасности.
Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения
терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных
мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть
современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д. • Укрепляйте
ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки,
чтение; помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка
чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени
сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже
небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с ним.
Постарайтесь сделать общение как можно более теплым. • Обычные
страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.).
Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь,
пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети
в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им
это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует
себя снова в безопасности. • Попробуйте
показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая
поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав
необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это
можно сделать через соответствующие организации. • Если
кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия
на этот случай. Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то
обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим родственником). • Не
позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании
новостей о случившемся теракте. Направьте их внимание на любимые занятия.
Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей. • Если
вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на
печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью
детского психолога, в случае необходимости — и врача. В крупных городах созданы
специальные кризисные службы для детей и подростков. |
|||||||||||
|
|||||||||||
|