"Белоснежка"
Возрастные особенности
психического развития детей от2
до 3лет .
На
третьем году жизни
дети
становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое
общение ребенка
и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного
поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности
связано с усвоением культурных способов действия с различными
предметами.
Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия
развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в
культурные
на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве
не только
объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную
активность
ребенка.
В ходе совместной со взрослыми
предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово
отделяется
от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают
осваивать
названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные
просьбы
взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых
слов
значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в
результате
обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только
инструкцию,
но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь
детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры,
пытаются
строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют
практически
все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К
концу
третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со
сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра,
рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер,
главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами,
приближенными
к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с
предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной
деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать
намерение
изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в
виде
«головонога» — окружности и отходящих от нее
линий.
К третьему году жизни совершенствуются
зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям
безошибочно выполнять
ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме,
величине и
цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие,
прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки
родного
языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится
наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие
в жизни
ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с
предметами.
Для детей этого
возраста характерна
неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети
легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием
орудийных
действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,
начинают
формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с
именем и
полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя
как
отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется
образ Я.
Кризис
часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких
месяцев до двух лет. Но его может и не быть.
Возрастные
особенности психического развития детей
от 3 до 4 лет
У детей четвертого
года жизни,
как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное
физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями
(мелкими и
крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным
возрастным нормам
является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли
ребенок
прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч -это
показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего
развития.
У детей этой возрастной группы
продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям
физической
культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их
дифференциация
и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное
направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, может
сохранять
равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать по
лесенке-стремянке и
др., использовать двигательные навыки в подвижных и спортивных играх.
Важнейшим показателем развития
ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами
детской
деятельности (конструирование, изобразительны,
литературно-художественная и
др.), которая, с одной стороны служит источником и движущей силой
развития
ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его
достижения.
К 3 годам дети овладевают азами
сюжетной игры - условными предметными действиями. Трехлетний ребенок
способен
овладеть ролью - более сложным способом построения игры. У него формируется
умение
вступать в ролевое взаимодействие с партнером, в ролевой диалог. В
играх с
правилами начинают овладевать правилами одновременных или поочередных
действий.
Очень
важная сторона развития ребенка 4-го года жизни - речь. Показателем
полноценного речевого развития и общения является инициативная речь
ребенка. В
возрасте трех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне
речи, что
влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей
этого
возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью,
многие звуки
не произносятся. Речь взрослого - это то, чему ребенок подражает, что
становится образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте
ребенок
переходит от ситуативной к контекстной речи. Основная задача речевого
развития
ребенка младшего дошкольного возраста - развитие звуковой культуры
речи,
обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец,
становление
связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении
родным
языком.
Развитие
коммуникативных способностей детей 4-го года жизни - это приобщение,
развитие
чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через
знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами
коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с
взрослыми
и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности
сотрудничества
детей.
Конкретное проявление способов
общения - это «заражение» от других поведением, игрой,
приносящим радость и
удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений (что
вызывает
негативные переживания) дети сразу применяют физические и словесные
виды
давления (не пытаются договариваться, а разрушают совместную
деятельность) либо
обращаются с жалобой к воспитателю. Дети практически не вступают в
общение по
поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания. Для ребенка в
общении и
взаимодействии важно проявить себя, а с кем взаимодействовать,
правильно ли
будет понимать его партнер ему не так существенно.
Развитие
эмоциональной регуляции - это возникновение у ребенка как можно
большего
количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций
пребывания в
детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них,
«входить»
в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам.
Развитие
произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарными
правилами пребывания в ДОУ, овладении способами ориентировки на правило
при
попадании в ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил
самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с
правилами.
Освоении правил проявляется как знакомство с ними и частичное
выполнение.
Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет
эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта
ребенка с
близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и
которыми
владеет взрослый.
Расписание
непосредственной образовательной
деятельности в группе кратковременного пребывания с 7.30 до 12.30 на
2013-2014
уч.год
Муниципального
дошкольного образовательного автономного учреждения г.Нефтеюганска
«Детский сад №9»
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
9.10-9.20
9.30-9.40 развитие
речи 9.50-10.00 |
9.10-9.20
9.30-9.40 конструирование/ лепка |
9.10-9.20
9.30-9.40 формирование
целостной картины
мира |
9.10-9.20
9.30-9.40 рисование 9.50-10.00 |
9.10-9.20
9.30-9.40 худ.лит-ра |
Расписание
непосредственной образовательной
деятельности в группе кратковременного пребывания с 12.30 до 17.30 на
2013-2014
уч.год
Муниципального
дошкольного образовательного автономного учреждения г.Нефтеюганска
«Детский сад
№9»
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
15.30-15.45
15.55-16.10 ФЭМП
|
14.45-15.00 музыка 15.30-15.45
15.55-16.10 конструирование/ лепка |
15.30-15.45
15.55-16.10 формирование
целостной картины
мира а |
14.45-15.00 физкультура
15.30-15.45
15.55-16.10 Рисование |
15.30-15.45
15.55-16.10 худ.
лит-ра/ развитие речи |