Возрастные особенности
психического развития детей от 6 до 7 лет
В подготовительной
группе (как и в предыдущих группах) на первый план выдвигается задача здоровья
и общего физического развития и двигательной активности ребенка.
Развитие двигательной
сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года
жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения
общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои
эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на
окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является
существенным показателем достижений ребенка.
Важнейшим показателем
развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской
деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности.
Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать
замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли,
отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится
полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной
личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская,
игра с правилами, игра-драматизация.
В продуктивных
деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие
дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое
видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих
деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять
деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и
сами способны создавать красивое.
Важный показатель
развития ребенка - речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита
диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны
построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут
содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах
и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном
повествовании.
Общение со сверстниками
остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В
общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания,
оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному
состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие.
Основной задачей
образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие
познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в
различных деятельностях детей (игре, конструировании, изобразительной,
литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной
трудовой деятельности), при ознакомлении с различными областями
действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в
повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Становление данных видов
способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка.
Для детей
подготовительной группы, как и для детей старшей группы, основными средствами,
определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. В
подготовительной группе происходит интериоризация действий наглядного моделирования,
то есть их перевод во внутренний
план. Само освоение действий построения моделей включает в себя два
последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по
собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае
моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность
построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированное™
внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро
умственных способностей ребенка.
В подготовительной
группе продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих
ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению к действительности,
решать многие творческие задачи. Во многих разделах программы прямо
предлагаются задачи, направленные на развитие воображения.
К семи годам у детей
происходит становление высших психических функций, формируется детское
сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать
взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые
предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.