Возрастные
особенности психического развития
детей от 5 до 6 лет
В
старшей группе продолжается формирование у детей интереса и ценностного
отношения к занятиям физической культурой. Движения детей становятся
все более
осмысленными, двигательная активность - более целенаправленной. Дети
обладают
достаточным запасом двигательных умений, осознанно пользуются ими в
своей
деятельности. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу,
выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и
бегать,
согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в
самостоятельную
деятельность.
По-
прежнему важное место в жизни ребенка занимает игра. Дети достаточно
четко
выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и,
в
соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия
разнообразны.
Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом,
способен
подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей
достаточно
четка.
В
старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов
деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация,
конструирование,
художественное конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка,
его
отношение к действительности становится дифференцированным и
разноплановым.
Продуктивная
деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К
старшему
дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается
изобразить
или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за
исполнением, а
ведет создание продукта за собой. Теперь, начиная рисовать, дошкольник
уже
знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и
схематичны,
содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, теперь
располагаются не отдельно, а связаны друг с другом. В этом возрасте
ребенок
может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными
комментариями.
В конструировании у детей появляются обобщенные способы действий и
обобщенные
представления о конструируемых ими объектах. Дети могут целенаправленно
изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их
предназначения.
У
ребенка
шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с
дошкольниками пятого года жизни.
Речь
становится более четкой, происходит совершенствование слухового
восприятия,
развивается фонематический слух. Формируется интонационная
выразительность
речи. Ребенок 5-6лет уже может использовать сложные грамматические
конструкции,
ребенок правильно произносит все звуки, замечает ошибки в
звукопроизношении;
грамотно использует все части речи; использует обобщающие слова,
синонимы,
антонимы.
Помимо
всего прочего, происходит развитие смысловой стороны речи, что
выражается в
широком использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать
игрушку и
развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или
нескольких
игрушек одновременно.
Что
касается коммуникативных умений, то в старшем дошкольном возрасте у
ребенка
выявляется интерес к установлению положительных взаимодействий как со
сверстниками, так и со взрослыми людьми. С одной стороны
возникают
устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли партнеров
по
игровой деятельности, с другой стороны - со взрослым. В этом возрасте
ребенка
волнуют важнейшие вопросы жизни. Им очень нужен собеседник, с которым
они могли
бы обсудить волнующие темы, этим собеседником и должен стать взрослый
человек.
Дети
5-6 лет помимо вербальных средств общения овладевают также
невербальными
(жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса,
использовать
разнообразные интонации.
Действия,
которые выполняет ребенок в ходе обучения, выполняют двойную функцию: с
одной
стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний,
что
особенно важно для детей старших дошкольных возрастов в связи с
подготовкой их
к школе, а с другой стороны, и это главное, - развивают их общие
способности.