Возрастные особенности
психического развития детей с 2
до 3 лет .
На
третьем году жизни дети
становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка
и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного
поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности
связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.
Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия
развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные
на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только
объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность
ребенка.
В ходе совместной со взрослыми
предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется
от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать
названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы
взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов
значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате
обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию,
но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь
детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются
строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически
все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу
третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер,
главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными
к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной
деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение
изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде
«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются
зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять
ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и
цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие,
прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного
языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится
наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни
ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных
действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают
формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и
полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как
отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис
часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких
месяцев до двух лет. Но его может и не быть.