Эссе
Размышления на тему "Традиционная педагогика отмирает. Усилиями ученых и учителей-практиков рождается новая педагогика, которая…"
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
     Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
     Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
     Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в обучении детей. Если взрослые будут делать за ребенка его работу - лишь вкладывать в него все знания, накопленные человечеством - они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, помогут быть ему сильным.
Традиционно главная задача образования понималась как формирование в головах детей установленной системы знаний о мире по всем предметным областям (так называемой, системы ЗУН - знаний, умений и навыков). Формирование системы знаний сопровождалось решением задач воспитания, то есть усвоения детьми социальных норм поведения, и задач развития, обеспечивающих успешное применение знаний в практической деятельности. Эта система позволяла чувствовать себя спокойно и уверенно именно вследствие своей инвариантности.
Наше время породило взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, огромный объем информации, ее разнонаправленность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области.
  Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис: ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Не менее важным аспектом является мотивация к получению знаний: ученик со стойким интересом к знаниям, к процессу их получения обеспечивает себе большую часть успеха. Да, учитель сегодня должен не только учить, но и учить учиться.
Новые цели образования впервые в России были сформулированы в начале 60-х годов в работах Л.В. Занкова. Основываясь на работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. А.Н. Леонтьева, он выдвигает на первый план личность ученика, рассматривая знания не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
  Следующий шаг был сделан В.В. Давыдовым в 70-е годы. Общий закон развития он уже не сводит к развитию путем внешних факторов, а выдвигает идею саморазвития. Учащиеся перестают быть объектом учебно-воспитательного воздействия, а выступают как субъект собственной деятельности, то есть сами выходят на поиск истины и своими действиями, усилиями ее "открывают".
Вот она, светлая дорога в интерес к знаниям, к процессу их получения, внутреннего преобразования в собственный опыт ребенка.
И здесь возникает парадокс. В большинстве своем нынешнее обилие педагогических инновационных технологий приводит в растерянность рядового родителя. В моей практике все чаще встречаются случаи, когда родители чувствуют себя некомпетентными в помощи ребенку уже на уровне начальной школы, теряясь в обширном списке образовательных программ, которые щедро предлагает современная школа. "Мне сложно понять ту систему, по которой мой сын учиться математике!" - восклицает мать. - "Иногда я думаю, что мне снова нужно идти учиться". В большом разнообразии вариативного развития не только ребенку, но и самому взрослому трудно определиться в ценности и необходимости того или иного курса, направления, инновации.
Есть мнение М.В.Телегина, доцента МГППУ, что метафора, иносказательно изображающая традиционную школу, - семья, патриархальные установки, незыблемый опыт поколений. Метафора современной ("инновационной") школы - супермаркет ("образование - сфера услуг", "подушевое финансирование", "деньги за учеником", "учитель - продавец услуг", "носитель компетенций"). Как не потеряться в этом супермаркете и выбрать в бесконечном предложении товаров и услуг необходимое и достаточное? Как остаться школе доступной, мудрой и понятной всем участникам образовательного процесса? Как не впасть из крайности воспитания "винтиков общего механизма" времен развитого социализма в крайность "строго индивидуального подхода к формированию личности" времен демократии, личности, которая смело идет к своей цели, заботясь только о собственном благополучии?
Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал:
- Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги?
Ученик удивился:
- Но ведь ты сам учил нас видеть в Боге Отца!
- Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки.


Багрина Наталья Васильевна

Hosted by uCoz